Скачать сказку в формате PDF

О глупом старике. Калмыцкая народная сказка

Это было в стародавние времена. Жили старик и старуха. Было у них три коровы: две молодые, одна старая. Решили они продать буренку: мало она давала молока. Отправился старик на ярмарку. Гонит он корову и песенки поет. Ему навстречу едет парень верхом на гнедом коне.

- Здравствуйте, папаша!

- Здравствуй, молодец!

- Издалека едешь?

- С ярмарки.

- А какова там цена коровам?

- Скотина без рогов в большой цене, - ответил парень и поехал дальше.

Не раздумывая долго, достал старик нож и отрезал буренке рога. Гонит он корову и песенки поёт. Парень объехал старика сторонкой и вновь едет ему навстречу.

- Здравствуйте, папаша!

- Здравствуй, молодец!

- Откуда ты едешь?

- С ярмарки.

- А какова цена на коров?

- Скотина без рогов и ушей в большей цене,- ответил парень и уехал.

Не думая долго, отрезал старик у буренки уши и погнал её дальше. Гонит он корову и песенки поет. Парень скрылся за бугром, повернул коня и поскакал в объезд. Немного погодя ещё раз подъезжает к старику.

- Здравствуйте, папаша!

- Здравствуй, молодец!

- Куда гоните корову?

- На ярмарку. А ты откуда и куда путь держишь?

- Я еду с ярмарки.

- Какова там цена коровам?

- Без рогов, без ушей и без хвоста скотина в большой цене,- ответил парень и поехал дальше.

Старик отрезал у буренки хвост. Гонит он корову и песенки поет. Добрался старик до места и ждет покупателей.

Люди смотрят на корову, посмеиваются.

- Чего глядите?- говорит им старик.- Покупайте, нынче такая скотина в цене.

- Где ты её, старина, взял?

- Такая скотина, папаша, и даром никому не нужна. Гони свою животину домой, не срамись! - выкрикивали из толпы.

Сколько ни стоял он с буренкой на ярмарке - не нашлось покупателя. Глядит он: собака подбежала к его буренке, ходит вокруг нее и все нюхает.

«Может быть, она хочет купить корову, надо у нее спросить»,- подумал старик и направился было к ней.

Собака оскалила зубы, зарычала и побежала прочь. Разозлился старик, убил корову и бросил ее возле возов. Походил, походил он по ярмарке, купил за копейку пряник, съел его и пошел домой. Идет и думает: «И денег нет, и буренки нет, что я скажу своей бабке?»

Думал он, думал и придумал: «Зайду-ка я дочь свою замужнюю навещу».

Обрадовалась дочка приходу отца и приготовила ему вкусный булмук1. Старик ел, ел и так наелся, что не мог дышать.

- Дочка, как называется эта еда?

- Булмук.

- Вот еда так еда. Пойду домой, скажу своей старухе: пусть сварит.

Чтобы не забыть этого слова, старик всю дорогу твердил: «Булмук, булмук».

И случилось ему переходить болотистую балку, упал он в грязь, а слово-то «булмук» и вылетело из головы.

«Что ж,- подумал он,- выходит, что я его потерял в балке».- И ну по грязи ползать, слово «булмук» искать. В ту пору два парня переходили балку.

- Папаша, что ищете?- спросил один из них.

- Дочка на выданье. Купил ей золотое кольцо, да здесь обронил.

Парни залезли в болото и стали со стариком искать. Лазили, лазили - ничего не нашли.

- Теперь нам кольца не найти,- сказал кто-то из них,- видишь, грязь-то, как булмук.

- Да, да, булмук, булмук!- выкрикнул старик и заспешил домой.

Поняли парни, что старик попросту обманул их, и ну дубасить его. Поколотили и пошли своей дорогой. Старик, держась за больные бока, вспоминал, вспоминал слово «булмук», да так и не вспомнил.

Пришел он домой и говорит старухе:

- Бабка, свари мне это самое... Как его?..

- А корову продал?

- Её волки съели. Свари этот самый... ну..

- Будан2, что ли?- спрашивает старуха.

- Нет.

- Что же варить?

Разозлился старик и принялся её колотить. Зашла к ним в кибитку соседка, видит: старики бьют друг дружку.

- Что вы дерётесь? - спросила она. - Оба вы стали, как булмук.

Услышал старик слово «булмук» - обрадовался.

- Свари, бабка, булмук! - сердито приказал он. Сварила она ему булмук. Старик так наелся, что заболел и умер. С тех пор и присловье пошло: «Наелся булмука до смерти».

_____________

1 Булмук - национальное блюдо: мучная каша, приготовленная на сливках и молоке.

2Будан - суп, приготовленный из муки и небольшого куска мяса.

Быстрое распространение по хотонам известий соответствует действительности и объясняется кочевым образом жизни и тем, что калмыки-скотоводы, особенно табунщики богачей, половину жизни проводили верхом на лошади.

В старой Калмыкии имела распространение сложная система церемоний. Существовали особые, неписаные правила для детей, женщин, стариков, для людей «черной» и «белой» кости и т. д. Особые церемонии устанавливались для калмыцких праздников. Особенно унизительные церемонии для простолюдинов существовали в ханской ставке.

Обращение на «вы» считалось среди калмыков совершенно обязательным для всех при разговорах со старшими и с родителями